Украинские правозащитники, военные, педагоги, журналисты и лидеры мнений выразили резкое возмущение из-за резонансной сценки на празднике в одной из школ Киева, ученики которой инсценировали избиение военнослужащего ТЦК. NV напоминает, о каком резонансном событии идет речь и почему оно вызвало волну негативных реакций. 17 февраля начальник управления коммуникаций командования Сухопутных войск ВСУ Виталий Саранцев опубликовал в Facebook видео, на котором ученики киевской школы № 309 во время праздничного мероприятия разыграли на школьной сцене избиение военнослужащего ТЦК. Реклама На видео, очевидно, зафиксирован эпизод школьного праздника ко Дню святого Валентина (судя по тематическому оформлению сцены). В определенный момент на сцену выходит школьник, одетый в «военную» форму, с накладным «животом» и папкой для документов в руках, на его спине — надпись «ТЦК». Другой школьник подходит к нему, имитируя удар в лицо, после чего «военный ТЦК» падает, другие школьники берут его за руки и тянут за кулисы. Сценка сопровождается смехом и аплодисментами зрителей в школьном зале. 
Скандальная «шутка» учеников 309-й школы Киева
После обнародования в соцсетях эпизод получил широкий резонанс. Публикуя видео, представитель командования Сухопутных войск ВСУ Виталий Саранцев заявил: «Когда в школьных стенах дети разыгрывают спектакли о войне, это может быть способом осмысления трагедии. Но когда в сценарии появляется сцена избиения украинского военнослужащего — это уже симптом серьезной проблемы. Это не искусство и не воспитание, а кризис понимания, кто враг, а кто защитник».
Он также озвучил ряд риторических вопросов к украинскому обществу: «Как мы дошли до того, что мобилизация — необходимый шаг для выживания страны — стал предметом высмеивания на уровне школьных мероприятий? Не потому ли, что взрослые сами разгоняют нарратив о „преступном ТЦК“, пока настоящие преступники сидят в Кремле?»
«Война не прощает ошибок, и одной из самых больших является подмена понятий. И если в головах украинских детей украинский военный — враг, а „втащить“ ему — проявление героизма, то всем нам — огромная жирная „двойка“. Но война „двоек“ не ставит», — резюмировал Саранцев.
«Мне лично дико, что ни один из тех, кто участвовал в подготовке и непосредственном участии в этой сцене, не почувствовал сопротивления», — добавил Лисовой.
Украинская журналистка Татьяна Трощинская — радиоведущая, медиаэксперт и медиатренер, а также лауреат Премии имени Георгия Гонгадзе 2024 года — напомнила, что «дети редко сами могли бы придумать то, что не является позицией их семей».
«О чем они говорят со своими детьми? Что они вкладывают им в головы? Ту же самую полову, что и у них? Мне очень жаль этих детей на самом деле», — отметила журналистка.
Она убеждена, что «эта сценка и этот хохот — ответ на то, есть или нет у нас в обществе раскол». «Я не знаю о расколе, я остерегаюсь громких определений. Но я вижу тысячи трещин, — констатировала Трощинская. — Потому что мы же закрываем глаза, что окно Овертона в неуважении к военным, поддержке нападений на них, нормализации укрытия от армии приоткрывается все больше».
Журналистка обратилась к читателям своего поста с риторическим вопросом: «У вас есть бытовые ситуации, когда эту тему приходится просто обходить, потому что вы, условно говоря, на разных концах коридора, но не готовы портить отношения с родными или друзьями?». Ведь именно так, напомнила она, «начиналась история с россиянами» — «когда мы просто не обсуждали тему, которая могла привнести ссору за семейный стол».
«И что с россиянами теперь? Потому что полутона — это зло. […] И, кажется, многим людям конкретно сбило прицел, где же враг. Я слышу в частных разговорах, что толерирование уклонения [от службы] — это чуть ли не инклюзия. То, что вы можете хохотать и прятаться, происходит благодаря тем, кто не спрятался. Это же так очевидно», — отметила Татьяна Трощинская.
Она добавила, что такой случай — «скандалище» для школы и еще до реакции директора заведения предположила, что «этот „спектакль“, очевидно, репетировали, и кто-то из учителей или администрации школы должен был это видеть до показа».
«О чем вы говорите на уроках? Что папа Оли — л*х, потому что третий год в армии, а папа Артема — молодец, потому что второй год не выходит за хлебом? Мы должны вернуть в наше общество хотя бы стыд», — резюмировала Трощинская.
Она также отдельно предположила, что закрывать глаза на подобное «творчество» могут «те же самые люди, которые в 9 часов объявляют минуту молчания и надевают вышиванку на линейку». «И это означает, что части из них до сих пор безразлично, чьим именем, извините, названа улица, безразлично, петь гимн Украины или читать Пионерскую правду», — добавила журналистка.
Украинский учитель Артур Пройдаков, популяризатор украинского языка и литературы и один из лучших преподавателей Украины, отметил, что сценка в школе 309 «является крайне опасным знаком».
«[Знаком], что внутри общества продолжаются процессы, которые необязательно свидетельствуют о положительной динамике и сдержанном оптимизме. Эта сценка является злой и вредной. И должна быть проведена разъяснительная работа 100%», — пишет Пройдаков.
Он также призвал «осознать в конце концов, что сегодня только взаимоподдержка и помощь могут быть эффективными».
«Продолжается война. Гибнут люди. Враг продолжает запускать комплексные ИПСО. Мы взрослые, не должны поддаваться на провокации россиян. Пожалуйста, сохраняйте спокойствие и ясность ума. Поддерживаем силы обороны и всех военных. Продолжаем быть эффективными в своей работе. Это мой вывод из этой ситуации», — добавил преподаватель.
Украинская писательница и правозащитница Лариса Денисенко убеждена, что резонансная школьная «сценка» избиения военного с ТЦК — это «наследие прицельной работы 95-го Квартала с многолетней практикой юмора через унижение достоинства человека». «Шутки о Голодоморе, хихканье над избиением майдановцев — ничего удивительного, что дошло до избиения как „петрушки“ на ярмарке украинского военного на столичной школьной сцене», — отмечает Денисенко.
Она напомнила, что эта сцена «существует в школе — школе, существующей в городе — городе, существующем в стране — стране, существующей исключительно благодаря тем, кто защищает нашу землю и всех нас». Денисенко также отметила, что «кому-то приходит в голову высмеивать военных», когда только «ночью над районом сбивали шахеды, утром предупреждали об экстренных отключениях света».
«Я писала об уважении к армии, которое приходится отстаивать и объяснять, и это следствие информационной политики, вбросов различных ТГ-каналов, поощрения уклонизма, „выгодной власти войны“. […] Мне никогда не понять это легкомысленное гадкое поведение взрослых, благодаря которому происходит такое дерьмо», — резюмировала Денисенко.
Анастасия Багалика — ведущая, журналистка Громадського радіо, гендерный координатор проекта Женщины — это 50% успеха Украины — в контексте скандала вокруг школьной сценки обратила внимание на «четкую и очень понятную логическую цепочку».
«Сначала вы молчите и отводите глаза, когда в вашей компании кто-то весной-летом 2022 рассказывает, как прячется от повестки и выбирает маршруты, чтобы не «попасться». Вам стыдно скандалить, несмотря на то, что часть присутствующих мужчин уже сложили вещи и отбывают на БОВП за считанные дни.
Потом вы молчите, когда ленты и соцсети заполоняют материалы и вбросы о «бусификации» и зверствах ТЦК. Ну как молчите, в кругу своих злитесь, но публично — нет.
Потом ваше терпение лопается, когда мастер мебели/доставка воды/ремонт бойлера рассказывают вам о том, как бежали от ТЦК и объездили чигирями блокпосты. Но уже поздно, потому что массы ухватили «тренд» и ваши возмущения идут против мейнстрима», — пишет Багалика.
Именно тогда подобный «тренд» «вылезает в таких неожиданных (на самом деле нет) местах, как детский концерт в школе», добавляет журналистка. «Искаженная реальность и безнаказанность срабатывают таким образом, что ни учителя, ни директор, ни сами дети, ни родители в зале ни на одном этапе не почувствовали, что что-то не ок. Поздравляю, это свидетельствует, что до диктатуры нам очень-очень-очень далеко. А вот до потери государственности — близко», — резюмирует Багалика, напоминая, что в логической последовательности «есть следующие этапы».
«Мы до них пока не дошли, но именно туда ведет подхваченный „тренд“. Приток свежих сил в ряды ВСУ истончается пока не останавливается совсем. Ряды наших защитников редеют, замены нет, враг давит и в какой-то момент его нашествие не сдержать теми, кто есть. Нашествие катится дальше и дальше на запад. На свежеоккупированных территориях уже никто не шутит о ТЦК на школьных концертах, а молча становится в российский строй», — резюмировала Анастасия Багалика.
Военный медик и поэтесса Ярина Черногуз, реагируя на скандальное школьное «представление», констатировала, что «на такое дно нужно реагировать».
«Директор школы 309, учителя, родители должны быть вызваны на собеседование как минимум. У этих школьников ветер в голове и явно не все ок с воспитанием, что они продуцируют спектакли, выгодные врагу. Ни один ребенок не задумался, что в зале могут быть те, чьи родители воюют или сами участники боевых действий. А должны были бы задуматься в первую очередь. Стыдно, что такое дно показывают в одной из киевских школ в 2025 году. Российская пропаганда работает, как показали эти детки», — подчеркнула Черногуз.
Журналистка Ирина Сампан подчеркнула, что сценка с избиением военнослужащего ТЦК — «это удар в лицо каждому военному и военной, которые защищают нас, защищают вас, ученики и учителя 309 школы I-III ступеней Дарницкого района города Киева!». «Чтобы вы не пели российских гимнов с этой сцены», — добавила она.
По словам Сампан, когда Громадське радіо дозвонилось до заместителя директора школы по воспитательной работе, та сначала ответила, что «комментировать не будет, сценку она не видела и вообще «с чего вы взяли, что это наши дети».
«Меня трясет от возмущения и отвращения. От стыда перед каждым, кто отдает свое время, здоровье и жизнь на фронте», — резюмировала журналистка.
Офицер ВСУ и депутат Киевсовета Вадим Васильчук назвал школьную сценку «красной линией в образовании, которую нельзя пересекать». «Спектакли подобного содержания недопустимы в столице воюющей страны», — констатировал Васильчук, добавив, что направил запрос о том, чтобы узнать, «была ли проведена администрацией учебного заведения, учителями предварительная модерация данного спектакля перед демонстрацией».
Маси Найем — военный, адвокат и соучредитель общественной организации Принцип, которая занимается правами ветеранов и военнослужащих, констатировал: «Сценка в школе с избиением военного ТЦК написана самим обществом. Найдут или нет сценариста в школе — мне лично безразлично. Потому что это преодоление последствий. Настоящая причина в том, что общество не взяло на себя ответственность за эту войну. А за ним это повторяет власть, школа и так далее».
Теги: ТЦК ТЦК и СП Школа Школьники Школьник Киев Скандал Реакция соцсетей Военнослужащий
Читать далее

































