Декольте и депутаты. Какие стереотипы о женщинах и мужчинах повторяют украинские СМИ — Vox Ukraine

0
102

Декольте и депутаты. Какие стереотипы о женщинах и мужчинах повторяют украинские СМИ — Vox Ukraine

Vox Ukraine исследовал, какие слова украинских СМИ чаще всего используют для описания женщин и мужчин. Насколько стереотипные представления о мужчинах и женщинах воспроизводятся в медиа, в статье рассказывает аналитикиня Оксана Тимченко.

Вокс Украина проанализировал 477 тысяч новостей 42 крупнейших онлайн-медиа за июнь-август 2021 года. Вывод — стереотипы присутствуют, особенно когда речь идет о шоу-бизнесе и стиле жизни.

Для начала Вокс Украина проанализировал статьи в категориях Шоу-бизнес и культура и Жизнь/lifestyle, которые СМИ часто используют для привлечения внимания читателей. В подобных новостях постоянно встречаются кликбейтные сексистские заголовки вроде «Тина Кароль приковала взгляды к огромному декольте, хвастаясь обновкой: «Утро начинается не с кофе». Женщины в следующих публикациях рассматриваются очень стереотипно в первую очередь как жены, мамы, домохозяйки или просто как сексуальные объекты Они «показывают новые луки», «радуют поклонников» и «хвастаются фигурой».

СМИ злоупотребляют новостями о публикациях звезд в Instagram, обязательно упоминая о купальниках, бикини и декольте — эти слова встречались в 11% статей категории Шоу-бизнес. Для графика 1 мы отобрали отдельные слова и фразы, наиболее демонстрирующие эту тенденцию, и сравнили частоту их употребления в предложениях с женщинами и мужчинами.

Например, слова красота и красивый в 4 из 5 случаев употреблялись в предложениях с женщинами, а из всех предложений, где писали о теле, в 73% упоминались женщины.

В категориях Политика и Экономика женщины и мужчины ожидаемо упоминаются как депутаты, министры, заместители. Женщины во всех этих категориях в меньшинстве, и соответствующие слова употребляются в предложениях с женскими именами гораздо реже (график 2). К тому же, в Индексе гендерного разрыва, который отслеживает движение в направлении достижения гендерного равенства, Украина занимает 103 место среди 156 стран по показателю политических прав и возможностей.

Конечно, не новость, что среди политиков преобладают мужчины, однако из графика 2 можно увидеть отсутствие женщин на руководящих должностях. В категориях Политика и Экономика такие слова как директор, руководитель, начальник в 84% случаев употребляются в предложениях с мужчинами, и всего в 16% — с женщинами. Суммарно во всех категориях соответствующие доли составляют 80% и 20%. Такой показатель полностью соответствует результатам нашего исследования, согласно которому женщины занимают руководящие должности всего на 27% предприятий.

Женщин чаще, чем мужчин определяют посредством их семейной роли. Так, суммарно во всех категориях новостей слово мама/мать в предложениях с женскими именами употреблялось вдвое чаще, чем папа/отец в предложениях с мужскими — 1,3% против 0.58%. Кроме этого, женщин в 2,1% предложений упоминали как чьих-то жен, тогда как мужчин называли чьими-то мужьями в семь раз реже — всего в 0,3% предложений. Чаще всего это случалось в категориях Шоу-бизнес, Мир, Спорт и Политика, где писали о женах звезд, футболистов, политиков и королевской семье:

«Жена известного украинского телеведущего Никиты Добрынина, победительница шоу „Холостяк“ Даша Квиткова вскоре должна родить.»

«Отношения между супругой принца Уильяма Кейт Миддлтон и супругой принца Гарри Меган Маркл стали улучшаться…»

Когда СМИ пишут о женщинах, они обращают больше внимания на возраст. Так, возраст был указан в 2,7% предложений с упоминаниями женщин, что вдвое больше, чем в предложениях с мужчинами (1,3%). Чаще всего возраст отмечают в категориях:

● Шоу-бизнес: «Американская певица 39-летняя Бритни Спирс впервые лично выступила в суде по делу о выходе из-под опеки отца»;

● Спорт: «19-летняя звезда украинского тенниса Марта Костюк пропустит Олимпиаду в Токио»;

● Инциденты: «В польском городе Кепно 3 июля умерла 24-летняя жительница Тернополя Натия Кирия».

Судя по лексике в новостях категории Инциденты, женщины не так часто выступают в роли правонарушительниц, как мужчины. Слова типа задержанный, подозреваемый, обвиняемый в мужском роде встречаются в среднем в 12 раз чаще, чем в женском. В то же время, обязанность комментировать расследование и чрезвычайные события здесь больше возлагают на женщин — чаще всего в категории Инциденты их цитируют как пресс-секретарей правоохранительных органов. Похоже, что эти должности в целом чаще занимают женщины, ведь такие слова как пресссекретарь встречаются в предложениях с женщинами вдвое чаще, чем соответствующие существительные с мужскими именами.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Руководство ритуально увольняют». О преступниках на таможне и тех, кто «в теме и доле» — интервью NV с экс-главой службы Нефедовым

Следовательно, СМИ чаще объективируют и сексуализируют женщин вместо того, чтобы «задавать тон» и развивать своих читателей, работают в рамках устоявшихся стереотипов.

Чтобы повысить качество медиасреды, мы рекомендуем:

  1. Равномерно привлекать женщин и мужчин как комментаторов/экспертов, помня о гендерном балансе и расширяя таким образом свою целевую аудиторию. Ведь по результатам опроса USAID-Internews, 84% респондентов считают, что женщины должны быть представлены в медиа наравне с мужчинами.
  2. Привлекать больше профессиональных экспертов при подготовке материалов, в том числе женщин. Можно воспользоваться такими сервисами как Expert4Media и Повага, обратиться в университеты (в УКУ, например, есть специальный поиск), аналитических центров. Полезные советы по работе с экспертами также собрал MediaLab. «Вокс Украина» с радостью познакомит представителей СМИ с высококлассными экспертами по экономической и социальной тематике.
  3. Указывать возраст, цвет кожи или волос, рост, вес, семейный статус героев новостей, только когда это действительно важно и касается содержания статьи, а не для объективации и унижения. Кроме того, что это вредит обществу и нарушает журналистские стандарты, в погоне за кликами вы действительно можете потерять читателей, которые пришли бы за второй или третьей статьей (исследование Hindman, 2018, с. 154).
  4. Избегать использования стереотипных фраз и оборотов, которые формируют предвзятые однобокие образы женщин и мужчин, таких как: соблазнительница, кормильца, хорошая хозяйка, настоящий мужик/мужчина, прекрасный/сильный/слабый пол, женская/мужская логика/дело/профессия, железная леди, секс-бомба и т. п.:

«Как воспитать в многодетной семье настоящего мужчину, в сюжете Виктории Чистюхиной для новостей „Сегодня“»

«Известный украинский повар Евгений Клопотенко поделился с хозяйками действенными кухонными лайфхаками, которые помогут организовать пространство на кухне»

Андре Тан рассказал о фразах, которые раздражают представительниц прекрасного пола.

  1. Использовать феминитивы, поскольку, во-первых, они присущи украинскому языку, во-вторых, согласованы новым правописанием, и в-третьих, чтобы избегать следующих предложений: «В Запорожье участковый офицер полиции со своим мужем локализовали пожар на одном из участков дачного кооперата».

Статья написана в рамках проекта «Женщины в медиа: какие представления о женщинах формируют СМИ», поддержанного Международным фондом Возрождение.

Методология

Мы определяем экспертов как людей, комментирующих определенную тему или событие, однако не являемся официальными лицами, которые дают такие комментарии по своей должности. Комментариями экспертов мы считаем любые цитирования мнения этих людей в СМИ.

Мы не проверяли качество экспертных комментариев или качество экспертов, которых цитируют СМИ.

В этой статье под «новостями» мы имеем в виду 36,5 тысячи статей с экспертными комментариями, которые составляли 8% всех исследованных новостей. Подробная методология — в конце статьи.

Для поиска имен в статьях мы использовали модели Named Entity Recognition (NER) для русского и украинского языков. Имена экспертов мы определяли как встречающиеся в предложениях наряду с глаголами типа: сказать, заявить, сообщить, рассказать, написать, прокомментировать и т. д. Чтобы среди всех цитируемых имен определить именно экспертов, мы натренировали модель классификации предложений по наличию упоминания эксперта/ки. Для обучения мы предварительно подготовили наборы предложений с цитированием экспертов («Об этом рассказала эпидемиологиня и экспертка Всемирной организации здравоохранения Наталья Виноград») и «не-экспертов» — политиков, госслужащих, пресс-секретарей и т. д. («Это очень своевременная программа, — отметила министерка социальной политики Марина Лазебная»). Нам удалось добиться точности классификации 83% (F-мера). Мы определяли пол на основе словарей женских и мужских имен, а также по родам глаголов в предложениях с упоминаниями.