«Не бойтесь, врывайтесь!» Линия фронта держится на беспилотниках, пилотами FPV-дронов становятся и те, кому за 50 — интервью с инструктором

0
61

«Не бойтесь, врывайтесь!» Линия фронта держится на беспилотниках, пилотами FPV-дронов становятся и те, кому за 50 — интервью с инструктором

Сержант-инструктор Школы БПЛА Ятаган Анатолий Святенко в интервью Radio NV — о том, как стать пилотом FPV-дрона или других видов беспилотников и что для этого нужно.

https://www.youtube.com/watch?v=6d8-0gCh7jQ&t=5s&ab_channel=RadioNV

 — Вы часто ездите на линию фронта. Вы рассказали, что трудно смотреть, когда видишь, что линия фронта движется, и движется не в ту сторону, куда бы нам хотелось. Об этих впечатлениях можете немножко рассказать?

Реклама

— К сожалению, очень неприятно видеть, прямо сердце кровью обливается, когда наши враги захватывают те города, в которых ты недавно был. Очень тяжело на это смотреть, тем более, что со многими из тех городов многое связано. Где-то было ППД, где-то с друзьями просто ели шаурму, курицу гриль и тому подобное.

Как часто выезжаю? Лично я последний раз на боевом выезде был чуть больше месяца назад. А вообще наши инструкторы постоянно выезжают за получением боевого опыта, и чтобы быть в тренде. Наша тематика постоянно развивается и в тренде надо быть постоянно.

— Без боевого опыта стать инструктором в Ятагане невозможно, верно?

— Теоретически возможно, но человек потом все равно поедет на получение боевого опыта. Не может инструктор обучать людей какой-то тактике применения (у нас FPV), не будучи боевым пилотом или в экипаже боевого пилота. Ни разу не будучи на боевом выезде, это делать очень трудно. Ты можешь изучить теорию, на практике оно немного по-другому работает.

— Через вас уже прошло много курсантов. А потом они инструкторам хвастаются, куда попали?

— Да, постоянно. У нас создана группа, куда входят все наши курсанты, выпускники. Они там обмениваются опытом, задают какие-то технические вопросы, решают свои [проблемы]. Но, конечно, время от времени присылают свои какие-то эпатажные впечатления.

Из последнего запомнилось, как именно мои курсанты спустились небольшим бомбером (условно небольшим, по-моему, он был 11-дюймовый) низенько к орковскому блиндажу и забросили им огромную бомбу. Когда я спросил, что это был за материал, они говорят: «А мы вам не скажем, приезжайте и мы вас научим», — уже шутят так.

Тот блиндаж разлетелся так… Там был довольно мощный блиндаж, в три наката; а стукнуло так, что те бревна разлетелись, как спички. В этот момент Мавик давал трансляцию, очень антуражный видосик получился, классный.

— Поговорим о том, как человеку научиться быть пилотом или быть в экипаже пилота FPV-дрона. Я так понимаю, есть принципиальная разница, как управлять разведывательными, бомбардировщиками, FPV, как летать на крыле, квадрокоптерах или гексакоптерах.

— Как по мне, БПЛА FPV — самый сложный в управлении среди других. Потому что на большинстве [БПЛА] есть стабилизация — дрон сам стабилизируется, поддерживает высоту и так далее. На FPV этого нет. Любое движение, любое действие надо контролировать, и его выполняет сам пилот. Из-за этого непросто летать. Также пилотирование в основном выполняется в очках и люди со слабым вестибулярным аппаратом часто чувствуют себя плохо, или…

— Может быть, у тебя укачает, тошнота?

— Да, такие случаи тоже, к сожалению, есть. Не так часто, но, к сожалению, такие случаи есть.

— Кто к вам приходит? Есть ли какая-то статистика? Это должен быть математик, айтишник, кто-то такой? Кто эти люди?

— Люди абсолютно разные. Сейчас у нас есть сотрудничество с рекрутинговым центром Drone Force, они присылают много своих курсантов к нам на получение специальности. Также к нам приезжает очень много ребят из боевых бригад. Некоторые только становятся на путь БПЛАшника, а некоторые уже действующий БПЛАшник, ему надо получить военно-учетную специальность, то есть профессию. Они приезжают и получают знания.

Как по мне, научиться и получить эти знания, если у человека есть желание, может каждый, абсолютно каждый. Но могут быть нюансы. Каждому нужно свое время: кому-то — немножко больше, кому-то — немножко меньше времени. Конечно, если человек моложе, постоянно пользуется различными гаджетами, ему немножко легче, потому что у него уже есть наработанная моторика пальцев, мозг немножко заточен под эту диджитализацию. Людям в более зрелом возрасте немножко труднее.

Но отмечу, что полететь может каждый, изучить это все. Главное — желание.

Например, у нас был уже не один курсант в возрасте за 50 — они становились очень эффективными пилотами и сейчас эффективно выполняют свои боевые задачи. Поэтому призываю: не бойтесь, сейчас будущее за БПЛА, да уже и современное, потому что вся линия фронта держится на БПЛА. Присоединяйтесь, если вам предлагают такие должности. Не бойтесь, а врывайтесь!

— Геймеров вы как-то отдельно оцениваете или это не важно для вас?

— Теоретически — не важно. Конечно, если человек приезжает к нам с каким-то опытом, а, кстати, сейчас все чаще так происходит. Потому что наши будущие курсанты, выбирая специальность, заранее готовятся, летают на каких-то симуляторах, проходят гражданские курсы, им немножко легче.

Что касается геймерства. Конечно, в данном случае оно помогает. Но я все равно сторонник той позиции, что все должно быть в меру, потому что что слишком, то не здраво. У меня не один раз были случаи, когда друзья полностью погружались в какую-то игру, их отчисляли (тогда еще мы были студентами) из университета. Или из-за каких-то банальных танков рушились семьи, потому что они играли нонстопом, вкладывали туда деньги. Я думаю, это уже зависимость.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ночная атака шахедами: в ряде областей Украины объявлена воздушная тревога из-за угрозы БПЛА

А если сугубо для своего развития, для развития моторики, логики, стратегии ведения боя, конечно, это все помогает. Это своеобразные симуляторы.

— О некоторых технических особенностях того, чему вы обучаете. Одно дело — увидеть FPV-дрон и пульт к нему, очки, весь экип, который нужен для пилота. Другое дело — если оно не просто летит, а с чем-то очень опасным, то это еще и работа людей, которые умеют работать со взрывчаткой, с электроникой. Мы слышали о случаях, когда от каких-то ненадлежащих подключений травмировались или даже погибали наши. Чему учите вы, есть ли какие-то табу, запреты?

— Мы нашим курсантам постоянно объясняем о технике безопасности, об обращении с дроном, с присоединенным БК, как его правильно включать. Но там есть очень много нюансов в том, какой БК используем, какие инициаторы, средства взведения, детонации, в этом есть разница.

Именно в нашей специальности не предусмотрено изучение обращения со взрывчаткой, но у нас есть несколько лекций об этом, где мы курсантам объясняем, что и как работает. Но мы предостерегаем быть осторожными.

В идеале в каждом экипаже должен быть инженер-сапер, который готовит взрывчатку или боеприпас, устанавливает его и потом выносит дрон, подсоединяя, вставляя детонатор. Но, к сожалению, в этих реалиях не всегда так, пилотам приходится очень часто становиться саперами. Но если быть осторожными и не пренебрегать правилами техники безопасности, все будет хорошо.

— А человек с математическим или каким-то техническим образованием лучше овладеет пилотской профессией? Или мальчики учатся лучше, чем девочки? Понимаю, в основном это неправда, но что можете сказать из вашего наработанного опыта?

— Я бы не сказал, что если у кого-то какое-то математическое образование, то он лучше летает. Возможно, ему лучше будет даваться какая-то техническая [часть], или если до этого у него был опыт работы с какими-то техническими средствами, ему это просто будет роднее, проще.

Но взять просто математика и какого-то боксера, их вместе посадить на симулятор, я не думаю, что в этом будет какая-то проблема, они оба полетят. И нет такого, что математику может даться легче, чем боксеру, нет.

Это чисто человеческий фактор, говорил об этом много раз, главное — желание и цель. Дальше рано или поздно ты это получишь.

— А пилот, который научился, будет иметь какой-то свой почерк в полете, какую-то свою собственную стилистику, фишечки? Учите ли вы каким-то секретикам? Как бы вы свой почерк описали, как вы летаете в боевых условиях?

— Прямо чтобы был какой-то почерк, изюминка, возможно, это влияние скорости и, как я называю, микроконтролик. Мне лично больше нравится плавный полет, взвешенный, спокойный, контролируемый. Некоторые летают на скоростях, но там тоже есть свои нюансы — в том, что там быстрее садится батарея. Кто-то старается с высоты сразу влететь в цель. Мне нравится плавненько спуститься, осмотреться, куда можно ударить.

Мы обучаем курсантов, как правило, различным тактикам применения, поражения целей, потому что условия тоже бывают разные. К каждой цели очень часто приходится применять ту или иную тактику. Иногда бывает так, что эти тактики рождаются непосредственно в бою.

— FPV — это вид от первого лица. То, что попадает в камеру FPV, оно уже отображается в очках. Опишите, как это, подлетать к какой-то цели — к танку, БТР, блиндажу? Как это выглядит, ощущается?

— Лично у меня это ощущается, наверное, как азарт. Когда ты уже подлетаешь, у меня начинается небольшой мандраж с мыслями: «Так, надо не накосячить». Потому что бывает, где-то немного перенервничал и не справился с управлением или еще что-то, — такие случаи тоже бывают. Тем более, что на пилотирование FPV влияет даже настроение, погода, выспался ли ты, не выспался, это все очень влияет. В FPV лишнее движение приводит к излишнему движению самого дрона, можно влететь не туда, куда надо. Когда я приближаюсь к цели, начинается, возможно, небольшой мандражик, но это кайфовый мандражик — азарт, хочется стукнуть.

— А этот азарт помогает или наоборот нужен спокойный ум, как вы это решаете?

— Мне он помогает, от этого легче становится, хочется сделать все идеально, чтобы все было четко. Кто-то слушает музыку во время полета, успокаивается; кто-то просто летит и курит. Некоторые ребята летают, если на дальние дистанции, 20+ километров, настроили дрон и параллельно пьют кофе, бутерброд едят.

Каждый по-своему успокаивается, главное — чтобы боевая задача была выполнена, уничтожено больше врага и сохранено жизней нашей пехоты и вообще наших военных.

— На какие расстояния вы учите летать? Это что-то существенное, короткое расстояние, для этого просто разные агрегаты нужны, разные емкости батарей? Или от чего это зависит?

— Да, это прежде всего зависит от веса дрона и емкости батареи. Мы не учим летать на определенное расстояние. Если человек умеет полететь на несколько километров, то сможет и на 20. Самое главное — сохранение горизонта, а также на каких средствах ты летаешь, или с выносной антенной, или с ретранслятора. Здесь тоже надо смотреть по рельефу, куда и как ты сможешь долететь. Если у тебя все звезды стали, ты можешь лететь бесконечно.

Теги:   Война России против Украины БПЛА Дроны FPV-дроны оператор дронов Радио NV Интервью NV

Читать далее