4 декабря Православная церковь празднует Введение в храм Пресвятой Богородицы — приведение Пресвятой Богородицы своими родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий в своем материале специально для НВ рассказывает об истории и традициях этого дня. «В дорогих украшенных ризах приведут Ее к Царю. Приведены будут девы вслед за ней, подруги ее. Приведут их с песнями радости и введут в палату Царя» ( Пс. 44:15,16). Праведные отцы Пресвятой Девы Марии Иоаким и Анна дали святое обещание принести в жертву Богу ребенка своего. Спустя три года после рождения преблагословенной Дочери, выполняя обет свой, они привели в храм Иерусалимский Богоотроковицу и посвятили Ее Богу. К торжеству приведения, как рассказывает нам церковное предание, праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет своих родственников, созвали девственниц и приготовили много светильников. Пресвятая Дева Мария вошла в храм в окружении этих дев с пламенными светильниками. Блаженный Иероним рассказывает нам, что вокруг Иерусалимского храма было 15 ступенек, и на каждой ступени пели один псалом священники и левиты. На первую из этих ступенек поставили трехлетнюю Марию, и когда сняли с нее дорожную одежду, то Она Сама, никем не поддержанная, взошла наверх в храм. Все удивились, что Мария так вошла в храм, как взрослая. Архиерей Захария по велению Господа ввел трехлетнюю Марию в Святая Святых Иерусалимского храма, где находился кивот Завета. Пресвятая Дева Мария осталась при храме для воспитания вместе с другими девами. В святом доме Божием она подвизалась в молитве и чтении Священного Писания, а также занималась ткацким промыслом. Находилась Мария в храме 12 лет и, достигнув совершеннолетия, Сама Себя посвятила (уневестила) Богу. Надо было только представить условия и обстановку, в которых пришлось жить Деве при храме, дабы понять все значение такой жизни для чистой души. Она и раньше была воспитана в истинном благочестии. Следовательно, церковные песнопения не преувеличивают, когда в них говорится, что Пресвятая Дева жила в храме, а не при храме. Сооружение, в котором жили девы, посвятившие себя Богу, располагались в самом дворе Иерусалимского храма, а двор там имел такое же значение, как в православных храмах предалтарная его часть. Здесь били поклоны перед Богом паломники, здесь стоял неумолкающий молитвенный шум. Из окна своей горницы Пресвятая Дева могла видеть и быть объята ежедневным дымом ранней и вечерней жертвы, которая в душистых ароматах ладана сходила к небу. Именно воздух здесь был пропитан и насыщен святым именем Божьим. В память о Введении в храм Пресвятой Богородицы в древние времена установлен Церковью праздник 21 ноября по старому стилю, а 4 декабря — по новому. Упоминание об этом празднике можно найти в словах Григория Нисского IV века. В VIII веке в день Введения произнесены были наставления Германом и Тарасием, Константинопольскими патриархами. В IX веке Георгий Никомидийский и Василий Македонянин, император Византийский, в день Введения написали некоторые стихиры, ныне поющиеся в храмах во время праздничного богослужения. Пример Богородителей Иоакима и Анны, посвятивших Богу Дочь свою, вразумляет отцов-христиан начинать воспитание детей с благочестия в вере. Поэтому существует обычай в этот день приводить детей в храм и причащать их Божественных Христовых Тайн Тела и Крови Господних. Праздник Введения Богородицы большой и двенадцатый. Это день отделения от мира Богом избранной Девы. В церковных песнопениях Введение в храм Пресвятой Богородицы является предизображением благоволения Божия, проповедью спасения людей, предвестием о Христе. После Введения в храм «Храма (Богородицы) одушевленной», «Храма Царя великого», после приготовления для Господа Божественного жилища — утробы Богоматери, Церковь направляется ко встрече Рождества Христова, начиная со дня Введения петь во время вечернего Богослужения катавасию: «Христос рождается — славьте его; Христос с небес — встречайте». Праведные отцы Пресвятой Девы Марии Иоаким и Анна дали святое обещание принести в жертву Богу дитя свое Праздник Введения в народном воображении — это настоящее начало зимы. В селах с этого дня все сельскохозяйственные работы заканчивались. Укладывался на сохранение и ремонтировался инвентарь, чинились сани, на которых к мельнице доставляли зерно. Таким образом готовились к Рождественским праздникам. До Введения еще можно было копать лопатой землю, а уже после Введения до Благовещения — нет, потому что «земля должна быть в покое и к лету набираться сил». Вообще с этим праздником, который иногда называли еще и «Видением», в народе было связано много разных примет и верований, но все они направлены на богатство и благополучие каждой семьи. Проект о церковных праздниках создан в сотрудничестве с Православной Церковью Украины.
Димитрий

































