8 декабря Православная Церковь, свершая эпохальные события Священной истории, обращается с молитвой и восхвалением к фигурам, которые стали избранным орудием Провидения Божия. Такой Избранницей является, прежде всего, Богоматерь, и на второй день Рождества Христова именно ее прославляем в хвалебных песнях, пишет в колонке для НВ митрополит Львовский и Сокальский Димитрий. «Придите в этот день воспевать Матерь Спасову, которая после Рождества осталась Девой», — призывает Церковь в своих песнопениях, и на второй день Рождества Христова собрание верующих в храме для прославления и благодарности Богородице, которая родила Спасителя, названное Собором Пресвятой Богородицы. В день этого праздника св. Епифаний Кипрский (†402) сказал поучительное слово, которое упоминается в церковном богослужении Собора Богородицы: «И чтим слово Епифания Кипрского, похвалу Пресвятой Богородице». Также св. Амвросий Медиоланский и блаж. Августин в своих наставлениях на праздник Рождества Христова объединяли славу Рожденного с хвалой Марии, которая родила. Указание на праздник Собора Пресвятой Богородицы находим в 79-м правиле VI Вселенского Собора 691 года: «Божественное от Девы рождение, которое было бессеменным, исповедуя безболезненным и его всему стаду проповедуя, тех, кто по незнанию совершает что-нибудь неподобающее, подвергаем исправлению. Поскольку кое-кто в период празднования Рождества Христа Бога нашего, оказывается, готовит хлебное печенье и передает друг другу, якобы в честь болезненных родов всенепорочной Девы Матери, то мы определяем: пусть не делают верные ничего подобного. Ибо это не почитание Девы, Которая свыше понимания и объяснения, плотью родила невместимое Слово, а так Ее неописуемое рождение определяют и представляют вроде обычного и нам присущего рождения. Если же отныне кто-нибудь разоблачен будет в том, что творит подобное, то клирик да будет исключен, а мирянин да будет отлучен». Обычай так делать произошел из древнего лжеучения, которое впоследствии распространил Несторий, называя Богоматерь не Богородицей, Христородицей. Евангельское чтение на праздник Собора Пресвятой Богородицы продолжает освещать рождественскую Священную историю, в которой рассказывается о том, что волхвы, поклонившись Иисусу Младенцу, вернулись в свою страну другим путем, и «когда же они отошли, то ангел Господень явился во сне Иосифу, говоря: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, пока не скажу тебе, потому что хочет Ирод искать Младенца, чтобы погубить Его. Он же, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет и был там до смерти Иродовой, чтобы сбылось сказанное Господом через пророка, говорящего: из Египта призвал Я Сына Моего» (Мф. 2, 13−15). Св. Ефрем Сирин событие бегства святой семьи в Египет истолковывает как таковое, что Господь Младенец Иисус есть истинный человек, а не дух или какой-то призрак. Он же своим путешествием освятил и избавил Египет от идолов так, что и пророк Исайя такое предсказал: «Вот, Господь сидит на облаке легком и грядет в Египет. И трепещут от лица Его идолы египетские, и сердце Египта растает в нем (Ис. 19, 1). Под облаком св. Амвросий Медиоланский понимает Пресвятую Богородицу, Которая на руках Своих Господа принесла в Египет, и пали там идолы. Легко же то облако Пречистой Девы, потому что оно без плотского искушения и бессеменного зачатия было. В «Сказании о бегстве Девы Богородицы с новорожденным Божественным Младенцем в Египет» рассказывается о скитаниях, которые испытало святое семейство на пути в эту страну, а также чудесах, которые сотворил Богомладенец Иисус и Божья Матерь. Однажды перехватили разбойники святую семью и хотели причинить ей зло, в частности отобрать осла, на котором перевозили Младенца Иисуса, который сидел то на руках Матери, то на осле. Один из разбойников взглянул на Младенца и был поражен Его красотой. «Если бы даже Бог принял тело, то наверняка не был бы красивее этого Младенца», — произнес удивленный разбойник, который приказал своим приятелям не трогать ни осла, ни святое семейство. Божья Матерь, увидев такое милосердие со стороны разбойника, сказала: «Знай, что этот Младенец наградит тебя великой благостью за то, что ты Его сохранил и не коснулся Его». Тот разбойник как раз был тем, которого распяли справа от Бога, и к которому распятый Творец произнес: «Сегодня будешь со мной в раю». Когда Пресвятая Богородица с Иосифом Обручником и Младенцем приблизились к городу Ермополю, то в окрестностях его росло роскошное дерево персея, которому все удивлялись. Когда же святое семейство подошло близко к этому дереву, то оно сильно сотряслось, и из него сбежал бес, испугавшийся пришествия Иисуса. Дерево же поклонилось Творцу и Матери, создав тень для Младенца. Листья с этого дерева стали целебными и многим больным пригодились. Затем святое семейство зашло в языческий храм, в котором мгновенно упали 365 идолов. В древнем лавсаике упоминается о пророчествах о падении идолов в Египте и о поклонении Богомладенцу Иисусу и Божией Матери египетских жрецов, руководствовавшихся древними пророчествами. Следовательно, святое семейство, покинув Ермополь, приблизилось к селу Натария, которое находилось между Илиополем и Вавилоном. Иосиф Обручник оставил Божию Матерь и Младенца под смоковницей и пошел в село искать пищу и убежище. Смоковница наклонилась и создала шатер, покрыв своими листьями Младенца и Его Матерь. До сих пор это место почитается не только христианами, но и неверными. Впоследствии неподалеку от дерева Иосиф и Мария нашли небольшой домик и там поселились. Тогда совершилось еще одно чудо, неподалеку от смоковницы зажурчал целебный источник воды, в котором Божья Матерь стала купать Младенца Иисуса. Существует он до сих пор. Неизвестно, сколько времени святая семья находилась в Египте. Св. Епифаний Кипрский говорит, что два года, а другие отцы — Никифор и Георгий Кедрин, утверждают, что три, или даже пять. Святое евангельское благовестие свидетельствует, что они «пробыли там до смерти Ирода» (Мф. 2, 15), который совершил злодеяние, погубив всех младенцев. Невинных детей убивали по-разному: одних мечом усекли, других в камень и стену ударяли, а иных в землю бросали и ногами добивали, а еще руками душили и кололи и раздирали ножом. «Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию, который говорит: голос в Раме слышен, плач и рыдания и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, потому что нет их» (Мф. 2, 17, 18). За этот террор царь Ирод жестоко поплатился, потому что у св. Феофилакта находим рассказ о его лютой смерти, которой предшествовала страшная болезнь, потому что лихорадка и опухоль в чреве Ирода уничтожили все его нутро, и черви, которые лезли отовсюду, в том числе из ноздрей, не давали ему сделать глоток воздуха. И так всем этим переболев и сгнив, Ирод «испустил свой нечистый дух». Когда же Ирод злейшей смертью погиб, то явился Ангел Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо уже умерли искавшие душу Младенца» (Мф. 2, 20). Тогда Иосиф встал и, взяв Младенца Иисуса и Матерь Его, «пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, побоялся идти туда; а, получив во сне откровение, пошел в землю Галилейскую. И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, чтобы сбылось сказанное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2, 21−23). Возвращаясь к традициям нашего народа, хочется вспомнить, что события Рождества Христова и случившееся после Рождения Иисуса Христа — поклонение волхвов, лукавство Ирода, бегство святой семьи в Египет, избиение Иродом младенцев — все это содержательно отражено в колядках. Петь колядки начинают не во всех регионах Украины одновременно. На Покутье дети идут колядовать уже после святого ужина. В Слободской Украине, бывшей Гетманщине и Гуцульщине — в день Рождества Христова, сразу после богослужения в церкви. На Подолье — во второй день праздника. Проект о церковных праздниках создан в сотрудничестве с Православной Церковью Украины.

































