Сцена цвета хаки. Ветераны российско-украинской войны создали профессиональный театр. Зачем и с каким результатом?

0
38

Сцена цвета хаки. Ветераны российско-украинской войны создали профессиональный театр. Зачем и с каким результатом?

x1 0:00 — 14:27

В первый сезон Театра Ветеранов участники войны написали десятки пьес. Многие из них уже ставят на больших и малых сценах Украины и даже за ее пределами. Проэкт набирает обороты и ищет новых авторов.

По центральной улице киевского Подола прогуливаются, несутся и просто спешат тысячи горожан. Мало кто из них замечает арку и на ее стене вывеску — Театр Драматургов. А зря. Заметить следовало бы хотя бы для того, чтобы сфотографироваться возле нее. Именно так поступил Максим Девизоров, 29-летний режиссер и актер кино и театра.

Реклама

«Эти 20 мордочек, — указывает он на групповой шарж, приклеенный к стене рядом, — как-то собрались и открыли здесь театр».

На самом деле не 20, а гораздо больше «мордочек» приложили усилия к тому, чтобы в позапрошлом году на Подоле открылся модерновый театр, который ставит спектакли еще и способствует появлению новых имен в отечественной драматургии. А в прошлом году под крышей Театра Драматургов при содействии ТрО Медиа (отдел коммуникаций командования Сил территориальной обороны ВСУ) стартовал проект — Театр Ветеранов, где те, кто прошел сквозь войну и хорошо знает, какая она изнутри, учатся писать пьесы для профессиональной сцены. А режиссеры и актеры воплощают их в театральную жизнь. Еще одна цель проекта — терапевтическая для самих ветеранов.

«Это просто наша наглая, наивная мечта», — признается основатель Театра Драматургов Максим Курочкин. На уже упомянутом постере его «мордочка» в среднем ряду, третья справа.

За год десятки ветеранов и ветеранок прослушали соответствующий курс, написали немало пьес, поставили их, и теперь они гастролируют по Украине. Некоторые пьесы уже покупают профессиональные театры. А на Подоле продолжается набор на второй поток молодых драматургов. Хотя и первый уже не остановить.

«Я на фронте поняла, что нужно делать то, для чего ты рожден, — говорит Алина Сарнацкая, начинающая драматургиня, — Делайте то, для чего вы рождены, потому что времени очень мало».

За кулисами

Сарнацкая сидит в зале Театра Ветеранов и следит за репетицией своей новой пьесы Баланс. Ужасы войны, обыденность смертей, тяжелый поиск выхода из этой новой нормальности. Достаточно пяти минут, чтобы понять: здесь нужно иметь или стальные нервы или не иметь никаких.

«То, что вы видели, вы же понимаете, это уже режиссерский замысел, — объясняет Сарнацкая, — Но и текст тоже очень страшный. И он работает, люди его читают. Я понимаю, нашим людям сейчас нужна сказка, так что я иду и в эту сторону».

Сказочные и не совсем сказочные сюжеты Сарнацкая берет из нынешней несказочной жизни, к которой сама имеет прямое отношение. 38-летняя ветеран еще недавно служила в 241-й бригаде теробороны старшим медиком роты огневой поддержки. Участвовала в боевых действиях в Донецкой области.

Это следует учитывать, особенно когда смотришь Военную маму, еще одну постановку по ее пьесе. На сцене женщина, которая разрывается между необходимостью защищать страну и спасением собственной дочери. Но это далеко не единственная линия сюжета, в котором есть место гневу и иронии, ужасу и надежде, тьме и свету.

Почти такие же важнейшие составляющие любой из пьес Театра Ветеранов. Разница разве что в пропорциях. Девизоров пересказывает сюжет пьесы Людмилы Костюковой, в основу которой легла ее собственная история эвакуации из Ирпеня, ссоры с родственницей из России, связь с дочерью, уехавшей в Германию, и так далее.

«Потом есть у нас Ярослав Кинель, — продолжает Девизоров, — Он написал комедию, которая называлась Повестка. И это пока единственная комедия, которая у нас была на фестивале».

Речь о прошлогоднем Фестивале первых пьес, афиша которого до сих пор висит в Театре Ветеранов. На ней есть и фотография Девизорова. Потому что, имея театральный и киноопыт, после возвращения с фронта, по просьбе Курочкина, он также должен был стать драматургом.

«А у меня как раз было такое[подавленное] состояние, ну какое там творчество», — вспоминает Девизоров свое возвращение из зоны боевых действий, где находился 2,5 года.

На его состояние повлияла не только война, но и отсутствие ротации и, по собственному признанию, личная драма — измена жены.

— Сумма этих компонентов позволила мне написать свою историю, — откровенничает молодой ветеран.

— Это было послание? К кому? — переспрашивает журналист NV

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Спутник показал последствия новых ударов по Антоновскому мосту в Херсоне

— К бывшей, думаю. Поскольку не было возможности так нормально проговорить. А еще это разговор с собой. Потому что надо как-то выгребать из этого, — выдыхает Девизоров.

Так родилась драматическая пьеса И в горе, и в радости…, премьера которой состоялась в феврале. Историю своей любви и того, что от нее осталось, новоиспеченный драматург играет сам на сцене Театра Ветеранов.

«То, чего я хотел для себя, — признается Девизоров, — это всю эту историю отрефлексировать, отпустить и забыть о ней».

Собственно в этом и замысел Курочкина и его единомышленников — высвободить творческие силы тех, кому есть что сказать тем, кому следует это услышать.

«Мы сейчас живем в одно время с героями и должны им помочь записать их собственную историю, — объясняет Курочкин свой концепт. — Мы учим ветеранов писать пьесы, потом их показываем и помогаем им выйти на профессиональную сцену».

Как стать драматургом

Распространенное правило в литературе: если можешь не писать — не пиши, теперь не распространяется на Геннадия Удовенко. Ему 52 года, он действующий военный с тяжелыми ранениями, которые требовали и требуют длительной реабилитации. Удовенко говорит, что раньше ни за что бы не взялся за драматургию, а теперь никогда от нее не отречется.

«Я же не творческий человек вообще, — как будто оправдывается он, — Я написал свою первую пьесу. Курочкин сказал: гениально. Ну, хорошо, если это гениально, значит, я драматург».

Чтобы ступить на эту тропу, Удовенко прошел специальный отсев — конкурс текстов, творческих работ, в котором могли принять участие только военные, ветераны или члены их семей. По результатам этих соревнований Театр Ветеранов отобрал первых студентов для обучения основам драматургии.

«Мы знали, что не все смогут дойти до конца, — вспоминает Курочкин, — Стабильно ходило где-то 10−12 человек, мы получили 19 пьес, и эти же люди продолжают писать».

Удовенко он считает примером идеального старта — любитель, который меньше чем за год вырвался на профессиональную сцену.

«Фантастический человек, — в восторге Курочкин, — Он написал пьесу Удар дракона. Она уже ездит по всей Украине, и вскоре эта полноформатная пьеса будет представлена на американском фестивале».

Еще об одном достижении своих воспитанников Курочкин говорит примерно с таким же пылом: «Алина Сарнацкая стартовала с фантастической карьерой. Ее пьесу Баланс львовский Театр Заньковецкой купил и будет ставить осенью. То есть она прошла путь от молодого драматурга до профессионала фактически за три месяца».

Возможно, вам покажется, что Курочкин слишком часто употребляет слово «фантастически», но так он говорит чуть ли не о каждом из своих студентов. И таким образом держит их крылья горизонтально. Вот как Удовенко это иллюстрирует на собственном примере.

«Я открываю тетрадь, ну совсем ничего не могу написать. У меня сопли, слезы, все впустую, — рассказывает Удовенко, — Тогда я ему [Курочкину] звоню, и он мне говорит: ты будущий гениальный драматург. Все! Иди пиши. Ну я и написал».

Она признает, что Театр Ветеранов «очень жестко обучает», и приходит сюда трижды в неделю, занимается по шесть часов. И это в течение трех месяцев. Лекции читают профессиональные драматурги и актеры.

«Один, например, говорил о плане, как писать: начало, кульминация, развязка, — уточняет Удовенко, — Другие говорили о форме. Мы учились, как формулировать какие-то события, как писать об ощущениях, об отношениях».

«Никто не может научить писать пьесы, — подхватывает Курочкин, — Мы можем помочь шаблонными формулами, помочь немножечко разобраться в себе и идти к своей настоящей оригинальности».

«Там еще[будет учиться] и Ольга Мурашко, одна из известных украинских театральных деятелей, жена ветерана, — добавляет Сарнацкая, — То есть это уже совсем не любительский состав».

Для того чтобы его отыскать и оборудовать, нужны ресурсы. А для того чтобы были ресурсы, нужна живая экономика. А живая экономика требует уцелевшей, независимой страны. Такой стране нужны люди. А людям нужны ориентиры, которые состоят из подобных им.

«Я сейчас пишу пьесу о человеке, что его меняло в течение жизни, — рассказывает Удовенко, — Это такой набор рассказов. Это будут разные сцены, но связанные с одним человеком. Это не военная история, но это история военного».

Этот материал опубликован в журнале NV № 3 за май 2025 года. Приобрести этот номер журнала можно здесь.

Теги:   Война России против Украины Театр Ветераны Искусство Культура

Читать далее