7 января отмечается Рождество Христово — один из величайших христианских праздников. Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий в своем материале специально для НВ рассказывает об истории и традициях этого дня. Церковь издревле проповедовала, что Рождение Иисуса Христа произошло в зимнее время года. Возможно, к пониманию настоящей богословской сущности этого величественного праздника добавлялись какие-то астрономические особенности, например, мы знаем, что с 7 января (25 декабря) начинает увеличиваться день, а ночь уменьшается, да и само солнце разворачивается на лето. Весь Мир, независимо от времени года, был скован холодом богооставления. Он ожидал встречи с Богом очень долго. С самого момента грехопадения первых людей, погрузившихся во тьму греха, и вплоть до единения с Богом, до встречи с Ним, Которого потеряли из-за льстивых слов нечистого. В Ветхозаветную эпоху были те, кто по выражению св. Юстина Философа (II ст.), «были христианами до Христа». Это были ветхозаветные пророки, праведники и даже мученики. Все они исполняли волю и желали быть с единым Богом. Они искали его настойчиво и без колебаний, как сказал апостол Павел: «они искали Бога, не почувствуют ли Его и не найдут ли» (Деян. 17, 27). Среди них были даже язычники. И вот однажды, когда наступила полнота времени — в дни правления Римом императора Августа Октавиана, над Миром взошло еще одно Солнце, Солнце Правды — Христос Бог. Новозаветный рассказ о событии Рождение Богомладенца Иисуса помещен в двух Евангелиях, взаимно дополняющих друг друга — от Матфея (1, 1−18; 2, 1−23) и от Луки (2, 1−20). Во времена царствования императора Августа в Риме, под властью которого находилась в то время Палестина, и правления царя Ирода в Иудее, решили произвести перепись всего населения. Евреям нужно было прийти в те города, из которых происходил их род. Иосиф и Мария, ожидавшие рождения ребенка, пришли в Вифлеем, поскольку происходили из рода царя Давида. Вифлеем был город Давидов, что в переводе означал «хлеб небесный». Придя в этот город, Иосиф и Мария не смогли найти пристанища в гостинице и, несмотря на холодное время года, они приютились среди скота в конюшне. По церковному преданию, это была пещерка. Именно в этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Сын — Богомладенец Иисус Христос. Она спеленала Его и положила в ясли, куда кладут пищу для животных. В тот момент неподалеку в поле находились пастухи, выпасавшие храмовые стада ягнят даже зимой. Перед ними появился ангел, и пастушков озарил свет. Они испугались и были удивлены таким явлением. Вестник благодати сказал им: «Не бойтесь; я благовещу вам радость великую, которая будет всем людям. Ибо ныне в городе Давидовом родился для вас Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете исповедующего Младенца, Который будет лежать в яслях» (Лк. 2, 10−12). После этого появилось много других ангелов, прославлявших Бога, которіе пели: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в людях благоволение!» (Лк. 2, 14). Пастухи поспешили в Вифлеем и нашли в пещере Богомладенца Иисуса, Марию и Иосифа. Они поклонились Христу и рассказали Богоматери о том, что с ними произошло. Мария же запомнила все их слова, «слагая в сердце Своем» (Лк. 2, 19). Читайте также: Когда святое семейство находилось еще в Вифлееме, с Востока, из Персии или Вавилона в Палестину пришли языческие волхвы. Сюда их привела загадочная звезда, которую св. Иоанн Златоуст назвал явившейся именно в момент Рождения Христа Спасителя, то есть была особой, рождественской звездой, небесным светилом, которое не подлежало какому-либо объяснению, а было чудом. Современные ученые утверждают, что возможно это была комета. Для христиан появление Вифлеемской звезды означало силу Божьего Провидения, она двигалась по небосводу и привела волхвов в Палестину. Они были убеждены, что появление этой звезды знаменовало рождение какого-то особого могущественного человека, царя, который должен изменить весь мир. Когда волхвы пришли в Иерусалим, стали спрашивать: «Где родился Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 2). Слова волхвов о могущественном царе очень смутили царя Ирода, уже прославившегося террором, незаурядной жестокостью, хитростью и коварством. В новорожденном младенце Ирод увидел конкурента. Знал он доброе пророчество о Вифлееме и, как всякий человек древнего мира, верил в гадание по звездам. Царь Ирод приказал убить всех младенцев Вифлеема в возрасте до двух лет. А перед тем попросил волхвов разузнать место Рождения Иисуса для того, чтобы якобы также пойти и поклониться Христу ребенку. Однако волхвы поняли коварство действий Ирода и не открыли ему местонахождение Младенца Иисуса. Они тайно посетили Богоматерь в Вифлееме и преподнесли Спасителю драгоценные дары: золото, ладан и смирну. Церковные писатели прямо указывают на то, что этими дарами волхвы хорошо понимали, кто пришел в этот Мир, ведь они пророчески предсказали не только то, что Иисусу Христу предстоит прославиться, но даже то, что Ему предстоит умереть. Золото Иисусу Христу было преподнесено как Царю, это своеобразный налог, ладан — как Богу, как употреблявшийся при богослужении и смирну — как Человеку, Который должен был умереть, ибо всех мертвых тогда натирали душистыми маслами. Идеи для праздничного стола. Три блюда к Рождеству Праздник Рождества Господа Иисуса Христа является одним из самых главных в церковном году. Оно отмечается 25 декабря по старому церковному календарному стилю, и 7 января по новому стилю. Однако традиция праздновать Рождество Христово в этот день не была когда-либо всеми Церквями повсеместно принята. Сначала на христианском Востоке существовал один праздник — Богоявление, посвященное событиям священной истории, рассказывающим о пришествии в мир Христа Спасителя. В одном празднике и в один день вспоминалось Рождество Христово, поклонение волхвов Богомладенцу и Крещение Иисуса Христа на Иордане. Впоследствии один праздник Богоявления разделили на два — Рождество Христово и Богоявление, разведя их во времени на 12 дней, которые называют рождественскими праздниками и в течение которых вспоминают все евангельские события пришествия в мир Сына Божия — Христа Спасителя. Богослужебные тексты праздника Рождества Христова принадлежат следующим церковным писателям: преподобному Роману Сладкопевцу (VI в.), святителю Андрею Критскому (VIII в.), преподобному Иоанну Дамаскину (VIII в.), святителю Герману, патриарху Константинопольскому (VIII в.) и преподобному Кузьме Маюмскому (VIII в.). В текстах, приуроченных к празднику Рождества Христова, прославлялся Богомладенец Иисус, Его пророческое рождение и пришествие в этот мир, предсказанное разными явлениями и символами Ветхого Завета; превозносилась Божья Матерь, как безмужно породившая Христа Спасителя. Тексты рождественских богослужений возвышены и торжественны, изображающие радостные чувства, которые охватили весь мир при воплощении второй ипостаси Пресвятой Троицы, Бога-Слова. Содержание богослужебных текстов праздника Рождества Христова указывало на то, что Родившийся в Вифлееме — истинный Бог и истинный Человек: Богочеловек. Украинский народ от начала христианизации славил новорожденного Христа Спасителя. Прежде всего, в этот день все от мала до велика, целыми семьями посещали храмы, перед тем отбыв святой ужин со специально приготовленными блюдами, среди которых главным является кутья. После уставных богослужений в храмах начинали петь колядки, являющиеся особым и уникальным произведением украинского народного представления и традиции о Рождестве Христа Бога. Содержание этих колядок чрезвычайно догматично и глубоко, которое не нарушает и не искажает истин веры, открытых в Откровении Божием и христианском учении. С колядками и вертепом церковные хоры, дети и взрослые посещают дома верующих, чтобы и в домах прославить воплощенного Сына Божия. Проект о церковных праздниках создан в сотрудничестве с Православной Церковью Украины.
Димитрий

































