Из-за российской агрессии украинское школьное образование столкнулись с многочисленными вызовами. Речь не только о сотнях разрушенных и поврежденных школ, но и об эмоциональном состоянии учеников, родителей и учителей. По данным исследования образовательного фонда Go Global, проведенного в конце прошлого года, 75% детей имеют когнитивные проявления стресса, а 54% учителей столкнулись с профессиональным выгоранием. Наиболее уязвимыми являются учебные заведения прифронтовых областей — Харьковской, Николаевской и Сумской. На психологическую поддержку учеников и педагогов именно в этих регионах направлен проект «Внедрение модели школы, чувствительной к психическому здоровью» программы «Безопасное обучение в Украине» от образовательного фонда Go Global при финансовой поддержке финской международной неправительственной организации Finn Church Aid (FCA) и Министерства иностранных дел Финляндии. Рассказываем, как работает программа и какие результаты уже удалось получить. Когда война заходит в класс Лариса Грицюк, директор Николаевской гимназии, за более чем 40 лет работы в школе впервые столкнулась с такими трудностями в работе. Ее коллега, психолог Елена Бахмутова отмечает: «Сосредоточиться на учебе почти невозможно, когда воздушные тревоги постоянно прерывают уроки. Дети теряются в материале. Приходится снова и снова возвращаться к началу темы. Это истощает как учеников, так и учителей». Школьники стали более рассеянными, им труднее усваивать новую информацию, а уровень утомляемости значительно вырос. Особенно сложно ученикам, чьи родители на фронте или родственники остались на оккупированных территориях. Трудно адаптироваться детям из семей внутренне перемещенных лиц, которые были вынуждены покинуть родные дома. «Наши дети слишком рано повзрослели. Они обсуждают темы, которые раньше были далеки от школьной жизни: эвакуацию, потери, переезды. Изменились даже их мотивы к обучению. Некоторые усиленно изучают английский, понимая возможность вынужденной миграции», — отмечает участница проекта Виктория Скопик, психолог Ахтырской ООШ № 9. Обучение в формате смешанного, а теперь (для всех героинь публикации) сугубо дистанционного обучения также стало вызовом. Ольга Миргородская, директор лицея села Николаевка Харьковской области, с грустью отмечает потерю социальных навыков у учеников из-за нехватки уроков в классах: «Самые младшие школьники даже не знают, что значит сидеть за партами в классах». Новый подход к построению школьной среды Для того, чтобы обеспечить образовательный процесс в условиях полномасштабного вторжения, запустили проект «Безопасное обучение в Украине». Его цель — создать в школах среду, где уделяется особое внимание эмоциональному здоровью всех участников образовательного процесса. Проект реализует образовательный фонд Go Global при финансовой поддержке финской международной неправительственной организации Finn Church Aid (FCA) и Министерства иностранных дел Финляндии в трех прифронтовых областях Украины: Харьковской, Николаевской и Сумской. «Каждая школа должна стать местом, где дети чувствуют себя защищенными и спокойными. Только в такой атмосфере возможно настоящее обучение», — объясняет Наталья Губа, школьный психолог с Херсонщины. По ее словам, особенно важно создать атмосферу доверия и поддержки, где каждый ученик знает, что его услышат и поймут. В рамках проекта от Go Global подготовленные специалисты проводят тренинги для коллег-преподавателей сначала в своих школах, затем — в школах своей общины. До конца года 60 тренеров проведут тренинги для 3200 педагогов учреждений среднего образования. Также проект предусматривает распространение пособия с практическими упражнениями, которые разработаны специально для школьных педагогов. Пособие должно помочь внедрить принципы «чувствительной школы» на практике. Методики проекта уже доказали свою эффективность. «К нам пришла ученица, которая переживала сильный стресс из-за отца в плену. Девочка замкнулась в себе, перестала общаться со сверстниками, ее успеваемость резко снизилась. Благодаря специальным психологическим упражнениям нам удалось помочь ей вернуться к активной школьной жизни. Сейчас она снова улыбается, общается с друзьями и демонстрирует хорошие результаты в учебе», — вспоминает школьный психолог Елена Бахмутова. В Николаевском лицее на Харьковщине достигли значительных успехов в работе с учениками-переселенцами. «Один из наших новых учеников сначала избегал каких-либо контактов с одноклассниками. После серии групповых занятий и индивидуальной работы он начал активно включаться в школьную жизнь, нашел друзей. Мы используем игровые методики, арт-терапию, создаем ситуации, где дети могут взаимодействовать непринужденно», — рассказывает директор Ольга Миргородская. Когда педагоги нуждаются в поддержке Проект предусматривает также поддержку педагогов. «Учителя несут в себе переживания из-за войны. У многих родные на передовой. Мы должны научиться справляться со своими эмоциями, чтобы эффективно помогать детям», — отмечает ахтырский школьный психолог Людмила Косенко. По ее словам, на тренингах проекта учителя особенно ценят практические инструменты для работы с травмой и потерями. Эти инструменты педагоги применяют и для работы с детьми, и для самопомощи. Личные истории педагогов свидетельствуют о ценности участия в проекте «Безопасное обучение в Украине». «Когда российская ракета разрушила мой дом и ранила мужа, именно навыки эмоциональной саморегуляции помогли мне не сломаться и продолжить работу. Наш кот Оскар 11 месяцев охранял руины дома, пока мы его отстраивали. Эта история стала символом несокрушимости для наших учеников», — делится директор гимназии Лариса Грицюк. От школы к школе: как проект масштабируется благодаря его участникам и участницам После завершения участия в проекте преподаватели используют приобретенные знания в ежедневной работе — каскадируют их: организуют «психологические минутки» во время онлайн-занятий, регулярно проводят групповые встречи и индивидуальные консультации. Особое внимание уделяют созданию безопасного пространства. Для этого педагоги вместе со школьными психологами обустраивают специальные комнаты отдыха, где дети могут расслабиться и восстановить силы. «Наша задача — не просто дать детям знания по школьным предметам, а создать пространство, где они смогут раскрыть свой потенциал, несмотря на все трудности. Мы видим не проблемы, а пути их решения. Вера в будущее наших учеников вдохновляет нас двигаться вперед», — заключает директор лицея Ольга Миргородская. Приобщиться к проекту «Безопасное обучение в Украине» могут все педагоги Украины. Для этого достаточно загрузить пособие с тренингами и упражнениями от Go Global и использовать готовые алгоритмы работы, которые наработала команда экспертов. https://www.youtube.com/watch?v=G3IQZmsLdQM Теги: Образование Стресс Учителя Дети Выгорание ученики Психологическая поддержка Go Global Читать далее

































