19 января Православная Церковь празднует Крещение Господне и Богоявление. Об истории и традициях этой даты в материале НВ рассказывает митрополит Львовский и Сокальский Димитрий. До тридцатилетнего Своего возраста Иисус Христос не начинал всенародной проповеди Евангелия, потому что у иудеев раньше тридцати лет не принимали звания народного учителя или священника. Когда же наступило для Господа время всенародной проповеди, то Иоанн Предтеча в 15-й год правления Тиверия по слову Божию возвестил по всей окрестности Иорданской, что приблизилось Царство Небесное и грядет ожидаемый Мессия. Великий из пророков стал проповедовать покаяние, необходимое для достойного вступления в Царство Его и тех, кто исповедовал грехи свои, крестил в Иордане. Крещение, которое дало Иоанну имя Крестителя, по словам святителя Иоанна Златоустого, было только приготовлением к Таинству Крещения, а не самим Таинством. Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого естества Своего и установить таинство Крещения, которое должно было служить дверью в новый вечный завет с Богом, Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видел Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что Он Мессия; тогда Иоанн с благоговейным удивлением сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты приходишь ко мне?» «Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 14−15). Иоанн положил руку на голову Спасителя и погрузил Его в воду. По содержанию церковных песнопений Господь, взявший на Себя грехи мира, покрывается водами Иордана. Как только Иисус, крестившись, вышел из воды, над Ним разверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, сходящего в виде голубя на Спасителя, и услышан был голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Нем благоволение Мое» (Мф. 3: 17). Поэтому Иисус в день Крещения, сошествием на Него Духа Святого, помазан по своей человечности более соучастников Твоих (Евр. 1: 9), и с этого времени Спасителю как человеку принадлежит имя Христос. В память об этом евангельском событии 6 (19) января установлен Церковью праздник Крещения Господня. Оно имеет двойное название — Крещения Господнего и Богоявления, ибо при Крещении Христа Спасителя было явление Бога в Пресвятой Троице, и особенно торжественное явление Божества Спасителя, вступившего на Свое всенародное открытое служение для искупления мира. В церковном уставе и у Отцов Церкви день Крещения Господня и Богоявления называется также Просветлением, праздником света, потому что Бог есть свет и явился просветить сидящих во тьме. В древности в вечер Крещения принимали Таинство святого Крещения объявленные, при этом горело много светильников, знаменовавших свет познания Бога истинного. Отмечание праздника Богоявления относится к началам христианства и является по уставу двунадесятым большим господским праздником. О нем упоминается и в апостольских постановлениях: «Богоявление праздник отмечайте потому, что в этот день было явление Христова Божества, что засвидетельствовал Его Отец во время Крещения, и Утешитель Святой Дух, в виде голубином, показал всем Просвещенного». В III веке о событии Богоявления проповедовали за богослужением свмч. Ипполит и Григорий Неокесарийский, чудотворец. На древнее празднование Крещения Господня и ночное перед этим бдение христиан указывает св. Климент Александрийский. В IV в. святые отцы Церкви — Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин — оставили нам свои высокие наставления, провозглашенные ими в день праздника Богоявления. В V в. — Анатолий Константинопольский; VII в. — Андрей и Софроний Иерусалимские; VIII в. — Кузьма Маюмский, Иоанн Дамаскин и Герман Константинопольский; IX в. — Иосиф Студит, Феофан и Византий — составили много песнопений на праздник Крещения Господня, которые поныне поются Церковью в день праздников. В память о Крещении, во время которого Иисус Христос погружался в водах Иорданских, чтобы этим водам освящения дар подать, Православная Церковь издавна совершает накануне вечером и в день самого праздника великое освящение воды. Благодать освящения подается воде одна и та же, как в вечер, так и в самый день праздника. То есть вода по своим свойствам одинакова. Водосвятие в день праздника Богоявления было начато в Иерусалимской Церкви, а в IV—V вв.еках уже совершалось не только в ней одной. Также именно в Иерусалимской Церкви был начат обычай выходить на реку Иордан для великого освящения воды. К освященной воде христиане с давних времен имели большое благочестие. В IV в. святитель Иоанн Златоуст говорил: «Христос крестился и освятил естество водное; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. И та вода в существе своем не портится от своей давности, но набрана на целый год, а то и два, и три, остается свежей и невредимой, и после такого времени не уступает перед водой, только что набранной из источника». Освященная вода называется в Православной Церкви великой агиасмой — святыней. Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и помещений, для исцеления, назначает пить ее тем, кто не может приступить к святому Причастию. Но никак эта вода не может заменить самого Причастия святых Тайн Тела и Крови Господних. С этой святой водой и святым крестом священнослужители в праздник Богоявления и после него, вплоть до предания праздника, с пением посещают жилища своих прихожан. Благочестивые христиане издавна, как свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, имеют обычай в вечер или в самый день праздника Крещения черпать воду для своего домашнего обихода, называя ее Богоявленской, или Крещенской. Сохраняют ее при святых иконах. Начерчивают ею святые кресты на дверях и окнах своих жилищ во имя Христа для отторжения духа злобы. В Украине также с давних времен православные верующие, подобно иерусалимским христианам, шли на Иордан, только к своей местной, то ли реке, или пруду, или озеру и, приготавливаясь к празднику, вырезали крест со льда, поливая его свекольным квасом. В канун Богоявления, который еще называют навечерием, христиане по предписанию держат суровый пост. В народе существует традиция «голодной кутьи», или иорданского сочельника, когда семья садится за стол с приготовленными постными блюдами. Главными яствами, как и на рождественский сочельник, являются снова кутья и узвар. Праздником Богоявления заканчивались рождественские святки. Христиане благоговейно благодарили Господа за проведенные праздники и готовились к следующим. Постепенно зима возвращалась на весну, и в народе о морозе после Крещения говорили так: «Трещи не трещи, а минули Водокрещи». Крещением в Иордане Господь установил великое Таинство для каждого из нас — креститься во Христа и во Христа облечься для очищения от грехов и для вечной жизни. Поэтому каждый человек, пришедший в этот мир, принимает святое Таинство Крещения. Проект о церковных праздниках создан в сотрудничестве с Православной Церковью Украины.
Димитрий

































