В начале апреля Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов представило проект Национального определенного взноса-2 (НОВ-2), который предусматривает очень амбициозные климатические цели для Украины — сокращение выбросов парниковых газов на 65% от уровня 1990 года. В частности, это коснется и закрытия большинства шахт в государстве в течение следующих 10 лет. В то же время документ не содержит конкретизации, как такая трансформация угольных регионов будет происходить, сколько потребует инвестиций и из каких источников, и не вызовет ли крайне негативных социальных последствий. Украина взяла на себя ряд климатических обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС и других стратегических документов. И пока ни у кого не возникает сомнений, что процесс трансформации угольных регионов неизбежен. Однако мы должны подойти к нему с полной социальной ответственностью за целые города и тысячи граждан, которые завтра могут оказаться без профессии и стабильного заработка. В Украине насчитывается 72 населенных пункта, в которых доля угольных предприятий и ТЭС в городском бюджете превышает 55%. Почти 80 000 граждан работают на шахтах и ТЭС, а еще 200 000 — это члены семей этих работников. Поэтому непродуманное закрытие шахт очевидно может стать фактором социальной напряженности. Рост уровня безработицы и бедности среди населения Луганской и Донецкой областей — где находится больше всего моногородов с угольными шахтами и ТЭС — не повлияет положительно и на вопрос реинтеграции оккупированных территорий. Украина взяла на себя ряд климатических обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС и других стратегических документов. И пока ни у кого не возникает сомнений, что процесс трансформации угольных регионов неизбежен. В то же время на уровне государства до сих пор не утверждена концепция трансформации угольных регионов. Ряд специалистов считают, что такой переход должен происходить поэтапно. Сначала из эксплуатации должны выводиться неэффективные шахты с параллельным перепрофилированием шахтерских городов. Нужно учитывать и необходимость действенной социальной поддержки бывших шахтеров, для старших кадров 3 возможно, более ранний выход на пенсию, а для молодых — доступная переквалификация. Ведь закрытые шахты могут стать промышленными площадками для развития нового производства. Так же пошагово должна происходить и трансформация так называемых моногородов — с постепенным снижением выработки ТЭС. Риски зеленой трансформации для моногородов, где работают угледобывающие предприятия и ТЭС — это десятки тысяч безработных из-за отсутствия механизмов создания новых рабочих мест, прекращение финансирования социальной сферы, масштабное снижение уплаты налогов в местные бюджеты и тому подобное. А еще в некоторых городах уголь остается единственным источником топлива для котельных. Эти факторы нужно учитывать, чтобы минимизировать потери для украинских граждан. Так же, как и вопрос тарифов для всего украинского населения. Слишком медленное внедрение мероприятий по энергоэффективности может увеличить платежку и уровень энергетической бедности в стране в целом. Это приведет к тому, что люди будут платить за отопление улиц, в то время как цена на коммунальные будет расти. Нужен баланс между экологической защитой и экономическими возможностями страны. В свою очередь, в предложенном Министерством окружающей среды проекте НОВ-2 почти не прописаны механизмы финансирования мероприятий по декарбонизации в пределах досягаемости чрезмерно амбициозных климатических целей Украины. Результаты представленных ранее сценариев моделирования предусматривают вложения более 102 млрд евро в течение 2021−2030-х годов в различные отрасли экономики, источники происхождения которых не указаны. Кстати, Еврокомиссия дополнительно запланировала более 700 млрд евро для поддержки производителей ЕС в зеленом переходе. Поэтому мы должны иметь четкое понимание источников финансирования выполнения обязательств по трансформации угольных регионов. Украина уже сейчас является одной из первых стран по уровню декарбонизации в Европе. В настоящее время общий взнос Украины в выбросы парниковых газов в мире очень небольшой (0,61%) по сравнению с, например, Китаем (27,9%), США (14,5%) и ЕС-27 (8%). Учитывая социально-экономическое положение Украины, зависимость значительного количества территорий от угольной генерации, цели, которые будут приняты Украиной в рамках НОВ-2, должны учитывать специфику структуры экономики страны и уязвимость домохозяйств с низким доходом в процессе осуществления политики декарбонизации. Нам нужно разработать концепцию по справедливой трансформации угольных регионов и обеспечить соответствующее финансирование пилотных проектов в моногородах. А уже после брать на себя обязательства даже больше, чем в наиболее развитых европейских странах. Ведь сейчас Украина не входит в перечень европейских стран с высоким уровнем доходов населения, но, согласно проекту НОВ-2 от Министерства окружающей среды планирует взять на себя как минимум равную, а то и большую, по сравнению с экономически развитыми странами, ответственность за борьбу с изменением климата (сокращение на 65% по сравнению с европейскими целями в 55%). Важным аспектом в моделировании НОВ-2 является поиск баланса между достижением климатических целей и социальным, экономическим развитием страны. Уменьшение выбросов — это важная цель, но есть другие не менее значимые цели — такие, как преодоление энергетической бедности, высокого уровня безработицы и тому подобное. Принцип обеспечения экономического развития, а также сокращение бедности, кстати, заложен в само Парижское климатическое соглашение. Попытки понравиться Европе в противовес национальным интересам могут негативно повлиять на экономику Украины. При этом никто не говорит, что не нужно ставить высокие цели по сокращению выбросов — согласно статье 4 пункта 11 Парижского климатического соглашения, страна в любой момент может обновить свои цели до более амбициозных. Автор: Юрий Гаврилечко

































