Как на самом деле выглядит дьявол: 8 исторических изображений

0
136

Как на самом деле выглядит дьявол: 8 исторических изображений

Его представляли как грешного ангела, большого змея или мужчиной с небольшой бородкой и рожками – образ Сатаны менялся в зависимости от эпохи, а современное его изображение является результатом многовекового сплетения искусства, литературы и театра.

Видео дня

Как в разное время человечество изображало Князя темноты, журналу All About History рассказали профессор средневековой истории в Университете Мессины в Италии Марина Монтесано и старший преподаватель ранней современной истории в университете Кардиффа Ян Макилсен. Эти ученые являются специалистами по истории сатаны и оккультизма.

Древнееврейский период – Змей

В Книге Бытия Ветхого Завета змея, который совратил Адама и Еву запретным плодом в Раю, обычно ассоциируют с Сатаной. Хотя на самом деле в оригинальном тексте у этого творения нет такого имени.

Как пояснила Марина Монтесано, единственные упоминания о «Сатане» в еврейской Библии означают «противник», «препятствие» или «враг» и эти слова обычно применяли к людям или сверхъестественным сущностям.

Несмотря на то, что дьявол часто ассоциируется со змеями, Сатана прямо упоминается как змей только в Новом Завете.

Раннее средневековье – Грешный ангел

В Библии в Книге Исаия 14:12 написано: «Как ты пал с неба, Люцифер, утро сына! Как ты изрублен до земли, ослабившей народы». Это прямая ссылка на Бога, изгоняющего сатану с неба.

«Отцы раннесредневековой церкви разработали фигуру Люцифера далеко за пределами библейского текста, сделав его мятежным ангелом и превратив его в парадигму гордости как основного греха», — подчеркнула профессорша.

Самое древнее найденное изображение Сатаны на мозаике VI века в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Италии. Как отметила Монтесано, Дьявола показали как «эфирного голубого ангела», но позже ему придали более демоническую внешность, добавив к ипостаси животные черты.

Позднее средневековье – Зверь

По словам ученых, в период Средневековья Дьявола обычно изображали в образе, который напоминал дракона. Например, святой Сильвестр, как говорится, убил дьявольского дракона, поразив группу языческих жрецов и подтвердив христианскую веру римского императора Константина.

В этот период многие мифические существа начали связывать с дьяволом, но также ему придавали и черты обычных животных. Распространенные анималистические черты включали в себя: известные раздвоенные копыта, хвосты, когти и даже перепончатые руки. На некоторых изображениях почти не оставалось антропоморфных признаков. Частично это также повлияло на еще на одно распространенное прозвище Сатаны, в некоторых источниках его именуют Зверем.

Иллюстрации из французской рукописи ХІV века под названием «Декреталии Смитфилда» показывают дьявола с частями тела животных и изображают его как огромного зверя.

Ад Данте – Крылатый дьявол

Поэма ХІV века «Инферно», написанная Данте Алигьери как часть его «Божественной комедии», рассказывает о выдуманном путешествии ада, состоящем из семи кругов. Все их постепенно одолевает главный герой, а после лично встречает Сатану.

По описанию Данте у Дьявола три лица и пара мощных крыльев без перьев, напоминавших такие у летучий мыши. По словам Монтесано, крылья сатаны могут быть отголоском вавилонской мифологии через ассоциацию Дьявола с фигурой Лилит.

«Лилит происходит от древних вавилонских демонов Лилиту: крылатых женщин, летающих всю ночь, соблазняя мужчин и нападая на беременных женщин и младенцев», – пояснила она.

Рогатый сатана

Одним из древнейших изображений, где заметно раннюю связь между сатаной и козами можно найти в мозаике базилики Сант-Аполлинаре Нуово, построенной в конце VІ века в Италии. На мозаике синий ангел слева от Иисуса стоит за тремя козлами, а к ангелу справа от Иисуса присоединяются три овцы.

Это произведение искусства иллюстрирует стих из Матфея 25:31-46: «Когда придет Сын Человеческий во славе своей, и все ангелы с Ним, Он сядет на престоле славы Своей. Все народы соберутся пред Ним, и он отделит людей друг от друга, как пастух отделяет овец от коз».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Любовь Бурак (Дзвінка Торохтушко): Субъекты в Кремле гораздо опаснее, чем объекты в Иране. Но уничтожать их никто не собирается — Блоги | OBOZ.UA

Ученые объясняют, что козы символизируют людей, не попавших в рай. Историк искусства Аластер Cук утверждает, что именно отсюда пошло представление о наличии у дьявола рогов.

Другие же ученые склоняются к мнению, что козлы почти не были связаны с демонологией в Средневековье, а получила новую роль. Дело в том, что в языческие времена эти животные ассоциировались с богами плодородия подземного мира, которых некоторые христиане стали считать демонами.

Утраченный рай – Дьявол как Адонис

Современная аудитория привыкла к изображению Сатаны в образе изящного и красивого мужчины, которым его изображают в сериале от Netflix 2016 года «Люцифер». Однако подобное представление Дьявола на самом деле гораздо старше и появилось в ХVІІ веке.

В 1667 году Джон Мильтон опубликовал свою эпическую поэму «Потерянный рай», рассказывающая об изгнании Сатаны с небес и его искушении Адама и Евы в Эдемском саду. Стоит отметить, что поэт показывает Сатану как героического полководца, образ которого можно считать самым привлекательным из сатанинских персонажей литературы ХVІІ века.

В ХVІІІ и начале ХІХ века интерес к «Потерянному раю» возродился. Художник Уильям Блэйк считал, что образ Сатаны Милтона настолько увлекательный, что он создал несколько иллюстраций к версии «Потерянного рая», в которой обнаженный Сатана изображен в виде красивой, богоподобной фигуры с полностью человеческими чертами.

Красный дьявол

В течение ХІХ и начале ХХ века образ дьявола использовался в рекламе и сатирических мультфильмах. В одном из мультфильмов 1900 его прогоняет борец за избирательные права женщин. Вместе с рогами он сплошь рыжий, с острой бородой и держит при себе вилы.

Красная одежда Дьявола действительно появилась еще в театральных постановках. В 1859 году композитор Шарль Гуно взял за основу мотивы народной сказки «Фауст», которая также вдохновила пьесу Марло «Доктор Фауст» на оперу, в которой дьявольский персонаж Мефистофеля одет в костюм эпохи Возрождения, включая красные колготы.

Известный оперный певец Марсель Журне исполнял роль Мефистофеля Фауста более тысячи раз, создавая стереотипный образ оперных героев посредством дьявола в красных колготках. Различные интерпретации этой театральной одежды сохранились и остаются популярными костюмами на Хэллоуин сегодня.

Дьявол ХХ века

На протяжении ХХ века писатели и режиссеры продолжали использовать образ Дьявола, выставляя его в ипостаси таинственных незнакомцев, умных бизнесменов и даже детей, как в фильме ужасов 1976 года «Омен».

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» дьявол выступает как умный, но скрытный незнакомец, которого сопровождает говорящий кот. Также в фильме 1987 года «Сердце ангела» Роберт де Ниро играет Луиса Сифра (Люцифера), хорошо одетого, но загадочного бизнесмена.

В 1936 году американский писатель Стивен Винсент Беннет написал «Дьявол и Дэниел Вебстер», в котором персонаж мистер Скретч (Сатана) борется за свое право на душу человека в суде. В подобном ключе в фильме 1997 года «Адвокат дьявола» Аль Пачино играет Люцифера в роли руководителя теневой юридической фирмы в Нью-Йорке.

Трудно поверить, но казалось современный образ Сатаны в ипостаси юриста, уходит своими корнями в Средневековее. Историк из Университета Висконсина Карл Шумейкер, рассказал, что подобный сюжет можно увидеть в одной судебной драме.

«Дьявол и его адский совет избрали демона, разбирающегося в законе, и отправил его в небесный суд, чтобы подать иск о законном праве собственности на человеческий род», – заявил Шумейкер.

Несмотря на то, что в зависимости от эпохи человечество изображало Сатану в разных образах, но основы его образа были заложены именно в средневековой литературе и искусстве.