Юрист и военные эксперты объяснили NV, какие органы могли бы взять на себя хотя бы часть полномочий ТЦК и улучшить процесс мобилизации. В парламенте рассматривают возможность передачи функций ТЦК гражданским органам, заявил недавно Егор Чернев, заместитель главы комитета ВР по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки. Эта идея находится на уровне обсуждения, поэтому деталей он не раскрыл. Видео дня Большинство, если не все, функции ТЦК действительно можно передать другим органам, уверены Роман Лихачев, военный адвокат, юрист Центра оказания поддержки ветеранам и Владислав Селезнев, военный эксперт, бывший спикер Генштаба ВСУ. Первый из экспертов отметил в разговоре с NV, что ТЦК занимается не только мобилизацией граждан, но и постановкой на воинский учет, начислением денежного обеспечения, выдачей справок о денежном обеспечении для пенсионных фондов, сопровождением семей погибших и тому подобное. Селезнев отмечает, что мобилизация — вопрос государственного уровня. За нее отвечает правительство во главе с премьером Денисом Шмыгалем. «Почему у нас все копья летят в спины ТЦКшников, непосредственно военных, мне не понятно», — отметил военный эксперт. По его мнению, сервисную функцию и организацию проведения мобилизационных мероприятий могут выполнять структуры, которые не отождествлены с Вооруженными силами. Сейчас же структура ТЦК «спрятана» не просто в ВСУ, она де-факто является одной из составляющих Сухопутных войск. «Почему представители Сухопутных войск должны отбирать специалистов для Воздушных сил или для Военно-морских сил? Это нелогично. Поэтому трансформация, о которой говорит нардеп Чернев, абсолютно очевидна, и я надеюсь, что она произойдет. Тем более, что сейчас у нас прекрасная возможность для реализации этих миссий», — добавляет Селезнев. Он считает, что было бы уместно создать координирующий орган, который будет заниматься как вопросом мобилизации, так и социальной поддержкой. В то же время идею о передаче функций ТЦК гражданским органам не поддерживает Павел Нарожный, основатель БО Реактивная почта, военный эксперт. Он подчеркивает, что согласно Конституции, защита отечества является обязанностью граждан Украины. Когда же та не выполняется, должно быть принуждение, добавляет он. «Если человек, скажем, уклонист, то его могут с полицией привезти в ТЦК. Как это будет работать с гражданскими органами, я себе слабо представляю», — говорит Нарожный. В то же время эксперт считает, что другим органам можно передать определенные функции, не связанные с принуждением. В частности, рекрутинг, но только до момента подписания контракта, — ведь потом, по мнению Нарожного, дело должно переходить к ТЦК или конкретной воинской части. Он также считает, что другим органам можно передать функции по работе с ветеранами или семьями военнослужащих, и тем разгрузить ТЦК непосредственно для мобилизационного процесса. Если говорить именно о мобилизации, то, по мнению юриста Лихачева, часть функции ТЦК можно передать ЦПАУ, а остальное оставить в электронном формате. «Те же выдачи электронных билетов — для чего там ТЦК, если можно все это делать в электронном формате; заполнил человек данные и получил отсрочку через электронный кабинет», — добавляет он. Из ТЦК также можно убрать функцию раздачи повесток: по словам адвоката, их обязали выдавать уже «всех, кто только может». В частности, речь идет о работодателях, руководителях учебных заведений, управляющих многоквартирных домов, представителях органов местного самоуправления. Вопросом лиц, уклоняющихся от мобилизации, должны заниматься органы полиции, отмечает юрист. При этом часть полномочий по мобилизации могли бы взять на себя центры рекрутинга, считает он. К тому же, Лихачев поддерживает самоукомплектование воинских частей. «Я думаю, что надо наладить механизм, чтобы воинская часть сама могла комплектовать. Это будет самый большой и качественный результат, потому что воинская часть будет заинтересована себе набирать мобилизованных. Наладить этот процесс и постепенно эти функции также забрать у ТЦК», — добавляет он. По мнению Нарожного, ТЦК нельзя лишать полномочий по ведению воинского учета. Именно работники центров ищут людей с нужными военно-учетными специальностями и помогают армии закрывать соответствующие запросы. И именно ТЦК должны обеспечивать процесс мобилизации, уверен он. «В ТЦК служат военные, они понимают специфику, они знают, как с этим всем работать. Они были на фронте, потому что у нас большинство, я думаю, 90%, кто сейчас в ТЦК служит, прошли войну, поэтому именно они должны это делать», — добавляет эксперт. Другого мнения придерживаются Лихачев: «Я думаю, что большую часть функций [ТЦК] можно передать, а если какие-то функции надо выполнять прям людям в форме, то с этим может справиться и военная служба правопорядка, и военные комендатуры, и все остальное». К тому же, сейчас обеспечивать работу ТЦК могут более 40 тыс. военнослужащих. По словам Лихачева, такое количество лиц может образовать несколько боевых бригад или подразделений обеспечения. При этом как Лихачев, так и Селезнев отмечают, что сразу полностью ликвидировать ТЦК нельзя, ведь это приведет к коллапсу мобилизации. Функции центров следует передавать другим органам постепенно. «Надо работать на перспективу с передачей соответствующих функций и полномочий для новообразованной структуры, которая должна быть выведена за пределы Вооруженных сил Украины. Возможно, это государственное агентство, которое будет непосредственно подчиняться Кабмину, премьер-министру, или профильному вице-премьеру», — высказывает свое мнение Селезнев. К тому же, военный эксперт удивляется, почему в Украине до сих пор нет вице-премьер-министра обороны. «Должен быть единственный руководитель (в статусе вице-премьера), который занимается вопросами сектора безопасности, которому бы подчинялись другие министры отрасли украинской государственности, которые занимаются вопросами оборонных возможностей», — добавляет он. По мнению Лихачева, если лишить ТЦК некоторых функций, то у общества может пройти страх перед ним. «У нас люди, даже часто имея законные основания для отсрочки, боятся идти в ТЦК, потому что знают, что там будет беспорядок», — добавляет он. «Часто общаясь с военными, я слышу о том, что на первом году войны люди нормально относились к военной форме, а сейчас пугаются из-за того, что ТЦК довольно часто вытворяет», — подчеркивает адвокат. Теги: Мобилизация Война России против Украины ТЦК и СП Читать далее
































