Операция Паутина — один из самых дерзких и успешных замыслов Службы безопасности Украины — могла сорваться несмотря на многомесячную подготовку, когда один из российских водителей грузовиков случайно обнаружил украинские дроны под крышей мобильного «домика» на пути к военному аэродрому в РФ. Об этом идет речь в статье издания Wall Street Journal, которое раскрыло новые детали операции Паутина в своей статье Inside Ukraine’s Daring ‘Operation Spiderweb’ Attack on Russia. В этом материале сверхсложная миссия, результатом которой стало поражение более 40 самолетов российской стратегической авиации (по данным СБУ), названа «одной из самых дерзких тайных операций в современной войне». Ее подготовка длилась 18 месяцев в условиях полной секретности. Реклама NV собрал самые интересные факты, о которых стало известно из этого материала. 1 Домики и особые дроны, которые поразили самолеты, разработали в Украине и переправили в РФ контрабандой СБУ создала специальные FPV-дроны с усиленной системой связи и боевым зарядом, который прожигал корпус самолетов и взрывался внутри, чтобы спровоцировать возгорание топлива. WSJ уточняет, что каждый из более чем 100 квадрокоптеров с четырьмя винтами «был размером примерно с большую обеденную тарелку» и мог нести до 1,8 кг взрывчатки, которая была запрограммирована детонировать при ударе. К аэродромам дроны доставили в домиках с крышами, которые открывались дистанционно благодаря специально спроектированным замкам. Домики имели питание от аккумуляторов и солнечных панелей. Это позволяло поддерживать связь с Украиной и заряжать дроны. Дроны были разработаны для автономного полета до целевого аэропорта. Далее пилот в Киеве брал на себя управление, используя соединение через местные вышки сотовой связи и сигнал с камеры на дроне, объясняет издание. Чтобы тайно перевезти в Россию дроны и домики, СБУ, которая обычно должна бороться с контрабандой, теперь изменила роль и доставила свои изделия через границу, «используя контрабандные схемы, в том числе воспользовавшись коррупцией в российских таможенных органах», пишет WSJ. Дроны были разобраны на части для дальнейшей сборки. Домики имели документы, которые ложно идентифицировали их происхождение. 2 Пилоты интенсивно тренировались, но до последнего не знали своей цели Готовясь к операции, СБУ привлекла некоторых из своих лучших пилотов дронов. «Они тренировались на беспилотниках, летая целый день, чтобы развить мышечную память. Им не сказали, по каким целям они будут работать, что заставило некоторых сетовать на то, что их сняли с линии фронта», — говорится в статье WSJ. Даже на уровне пилотов участникам Паутины не было заранее известно о ее деталях. Утечку информации предотвратило то, что все детали операции знали лишь несколько человек. «Тот, кто изготавливал домики, не знал, что домики поедут под аэродромы, так же и тот, кто изготавливал дроны, не знал, что дроны полетят именно на эти самолеты», — пояснил глава СБУ Василий Малюк. 3 В России все домики и дроны собрала супружеская пара из Украины Ключевыми агентами СБУ в России стали супруги из Украины, Артем и Екатерина Тимофеевы — бывший диджей и его жена, тату-мастер. WSJ пишет, что оба они участвовали в Революции достоинства в 2014 году, однако в 2018-м переехали в Челябинск. Как следует из статьи, Артем Тимофеев начал в РФ бизнес со своим отцом, который управлял там мукомольным бизнесом. Чтобы убедиться в проукраинских позициях Тимофеевых, которых СБУ выбрала промежуточными исполнителями сверхважной миссии, спецслужба организовала их приезд во Львов, чтобы проверить на детекторе лжи. Только убедившись в их лояльности, СБУ доверила супругам перейти к фазе сбора дронов и домиков на территории России. При этом во время возвращения в РФ Тимофеевым уже пришлось пройти дополнительную проверку ФСБ — ведь в их российских паспортах местом рождения была указана Украина. Впрочем, после трехчасового допроса их таки пропустили. Вернувшись в Челябинск, 37-летний Артем Тимофеев «создал логистическую компанию, арендовав большой склад и офис в промышленной части города». Он начал покупать грузовики и нанимать водителей. Мужчина разместил объявление на российском веб-сайте и провел собеседования с 20 кандидатами. «Водители должны были быть надежными, но не дотошными, пройдя не только проверку Тимофеева, но и тайную проверку СБУ», — объясняет WSJ. На арендованном складе Артем и Екатерина часами собирали 150 дронов и всем домиков для их транспортировки, управляя инструкциями из Украины через аудио- и видеозвонки. Сборка дронов заняла около недели. Домики были больше, собирать их было сложнее. «Крыша одного из домиков постоянно срывалась с тонких петель, однажды чуть не ударив Екатерину. Они перемонтировали ее по инструкциям своих кураторов из СБУ», — говорится в статье. 4 Операцию планировали на День победы, но водители ушли в запой В статье говорится о том, что все необходимое для операции было готово к концу апреля все было готово. СБУ планировала нанести удар примерно 9 мая, когда в РФ празднуют День победы, который российская пропаганда превратила в идеологический праздник. Однако в те дни «из строя вышли» сразу несколько водителей, пишет WSJ. Издание объясняет это «российскими национальными традициями»: чрезмерным потреблением алкоголя в течение длительного праздничного периода на Пасху, День труда и День Победы. Пять грузовиков, которые перевозили восемь домиков, наконец отправились из Челябинска в многодневное путешествие в разных направлениях в период с 23 по 26 мая. Водители не знали о своем настоящем грузе. 5 Операцию едва не сорвал один из водителей, который случайно нашел дроны В публикации рассказывается о моменте, когда вся многомесячная подготовка операции Паутина повисла на волоске. Это произошло тогда, когда один из водителей уже проехал почти 300 км из запланированной дистанции в 3,2 тыс. км. Крыша домика на его прицепе съехала, из-за чего стало видно дроны, спрятанные внутри. «Тимофеевы спали дома в Челябинске, когда их телефонным звонком разбудил водитель, шокированный тем, что обнаружил дроны», — пишет WSJ. «Это какой-то бред, — сказал водитель Артему Тимофееву, — Под крышей дроны». «Что за черт?» — ответил Тимофеев, делая вид, что ничего не знает об этом «грузе». «От такого события у супругов остановилось сердце. Одно неверное слово, и их прикрытие могло быть раскрыто, а ФСБ могла мгновенно оказаться у дверей», — говорится в статье. Тимофеев успокоил водителя, пообещав уточнить детали о странном грузе. Он позвонил своему куратору от СБУ, который посоветовался с главой службы Василием Малюком. «Руководитель СБУ придумал довольно правдоподобное объяснение: это охотничьи домики с дронами, которые используются для отслеживания животных на больших территориях. Такая версия выглядела правдобподобной, ведь на дронах не было видно взрывчатки, поскольку она была вмонтирована в их корпус», — пишет WSJ. Водитель поверил в эту версию и починил крышу с помощью местного тракториста. Именно в этот момент в СБУ больше всего волновались о досрочном раскрытии и провале операции. Но этого не произошло. Более того, WSJ указывает на то, что реализовать операцию помогло «естественное нежелание россиян ставить под сомнение команды своего руководства». Например, российские водители помогали преодолеть другие проблемы на маршруте — в частности необходимость заменить грузовик после того, как на одном из них поломался компрессор. Впрочем, именно с этим замененным грузовиком впоследствии возникла проблема: связь с ним была нестабильной. «Проблема с двумя домиками», — сказал тогда Малюк, которого цитирует WSJ. Издание пишет, что специалисты СБУ в Киеве «пытались помочь водителю настроить проводку внутри одного из домиков, но она, казалось, не работала». Затем он перестал отвечать на звонки. Позже стало известно, что что-то спровоцировало пожар, который привел к взрыву домиков и их груза, убив водителя. Четыре других из пяти грузовиков прибыли к целям успешно — они добрались до малозаметных мест вблизи аэродромов, таких как заправки, чтобы выпустить дроны. 6 «Не было никакой тревоги»: кульминационную фазу операции сопровождали аплодисменты Лишь 1 июня, в одной комнате рядом с пилотами, Василий Малюк раскрыл им цель миссии: российский флот стратегической авиации. «Он показал карты и схемы самолетов с обозначенными на рисунках слабыми местами, чтобы пилоты знали, куда наносить удары», — объясняет WSJ. Издание пишет, что пилоты, привыкшие к бешеному давлению боев на передовой, «реагировали спокойно». «Не было никакой тревоги, — вспоминал один из пилотов, — У нас была конкретная цель, и мы знали, что ее достигнем». В конце концов пришло время кульминации операции Паутина. Пилоты заняли свои места, а за тысячи километров от них крыши домиков раздвинулись, и 117 дронов вылетели в направлении российских аэродромов. Пилоты управляли беспилотниками через мониторы, а возле них другие участники операции наблюдали за происходящим. «Как только произошли первые попадания, не было ничего сложного в том, чтобы понять, куда лететь [другими дронами], — сказал один из пилотов, — Просто набираете высоту, видите черный дым и понимаете, куда лететь». Комнату наполняли аплодисменты, когда попадания шли в самолет за самолетом, говорится в статье. «Это было так эмоционально, — рассказал один из пилотов, — Когда слышишь, как кто-то радостно кричит, понимаешь, что все работает, все летает». WSJ добавляет, что, несмотря на дискуссии среди аналитиков, СБУ настаивает на корректности своих подсчетов: 41 российский самолет был поврежден, а по меньшей мере десяток уничтожен. Теги: Служба безопасности Украины (СБУ) Война России против Украины Аэродромы Василий Малюк стратегическая авиация Операция Паутина 


































